14 февраля на сайте Министерства Просвещения России появилась новость со следующим заголовком: «Профессия «Педагог» стала 3-ей по популярности среди абитуриентов». Эта новость натолкнула меня на размышления о том, почему я выбрала именно эту профессию, и чего смогла достигнуть за прошедшие полтора года работы в школе.
Scio me nihil scire. Эта знаменитая фраза Сократа переводится следующим образом: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Чем больше я вникаю в тонкости профессии преподавателя, тем больше осознаю непостижимые глубины этой науки.
Когда же пришло осознание, что это мой выбор, моя жизненная позиция и что именно преподавание станет делом всей моей жизни? Самым большим страхом для меня всегда было заниматься тем, в чем я не видела смысла и к чему не лежала душа. В старшем подростковом возрасте мне посчастливилось начать работать в детско-юношеском клубе «Следопыт», в котором я остаюсь наставником-волонтером и по сей день. Клубная деятельность включает в себя различные виды активностей, занятий для развития личности ребенка в физической, духовной и социальной сфере. К последнему относится наше совместное посещение центров для детей с особенностями развития и оказание не столько материальной, сколько моральной поддержки. Несомненно, это особенно повлияло и на мое становление как личности, и на мою дальнейшую работу учителем. Я не перестаю стараться научить своих учеников состраданию, поддержке и бескорыстной дружбе.
А поездки в летние лагеря! Они позволили мне набраться опыта в сфере мотивации учащихся, приемов игровой деятельности и интерактивного обучения. В своих уроках я активно использую полученные знания: работа в командах, проектная деятельность и творчество, как можно больше творчества.
В общении с детьми своего класса я также уделяю время гражданско-патриотическому воспитанию. В школе, где я работаю, организован музей имени Василия Филипповича Маргелова, а по-простому – Дяди Васи – знаменитого командующего Воздушно-Десантными Войсками. После посещения этого музея, День Победы и другие праздники становятся ближе и понятнее даже самым юным учащимся. Воспитывать любовь к Родине важно начинать уже сейчас, не дожидаясь уроков истории в старших классах. Необходимо знать о своем народе, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать ответственность за будущее своей страны.
Невозможно переоценить большой вклад, который в мое педагогическое становление внесли учителя-наставники. Брать пример с настоящих профессионалов своего дела – великая честь. У них я могу учиться классическим методам преподавания и комбинировать их с инновационными.
Быть первым учителем – очень ответственная роль, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка. Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Наши учительские ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они могут ранить душу ребёнка на всю жизнь. Мои ученики еще не достигли ярких результатов в учебной деятельности: не было участия в значимых олимпиадах, не писали ВПР. Однако, вместе мы доросли до второго класса и достигли значимых личностных результатов. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Большое внимание уделяю работе, которая способствует формированию у детей самостоятельности в учебном труде через игровые моменты, уроки- соревнования, уроки- интервью, уроки- презентации.
Чтобы научить детей учиться, учитель сам должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого посещаю различные курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы. И, так как кроме этого педагог должен обладать широким кругозором, изучая не только учебную, но и научно-популярную, и художественную литературу, а также хорошо владеть современными технологиями, идя в ногу с детьми, не забываю о саморазвитии и личностном росте.
Исходя из вышесказанного, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня любимая профессия, и я занимаюсь тем, что мне нравится. Плоды своих первых шагов в профессии я увижу только спустя годы, и это, наверное, одно из самых приятных ожиданий в жизни.
Возвращаясь к знаменитому высказыванию Сократа, считаю, что необходимо ознакомиться с ним полностью: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Я убеждена, что всё начинается с молодых, неопытных, но активных и целеустремленных!
А тем, кто еще только начинает свой педагогический путь, я могу лишь пожелать не останавливаться в профессиональном росте и всей душой любить то, чем занимаешься.